Вопросы священнослужителям

Уважаемые посетители, в этом разделе вы сможете задавать вопросы и получать на них ответы по почте, часть вопросов-ответов будет публиковаться на сайте.

Задать свой вопрос

Как Армянская апостольская церковь относится к йоге?

Добрый день!

Как ААЦ относится к йоге? Считается ли грехом заниматься йогой, если рассматривать ее как элемент здорового образа жизни? При этом оставаясь в лоне ААЦ. Где проходит грань? Спасибо.

Здравствуйте. Йога многим представляется как разновидность физических упражнений, способ релаксации и психотерапии. Но это не так. Упражнения йоги входят в структуру индуизма и являются этапами более широкого и общего духовного восхождения. Их конечная цель – нечто большее, чем просто хорошее физическое самочувствие. То, что предшествует и что следует за упражнениями йоги (и о чем многие люди даже не подозревают), тесно связано с системами медитации, философско-религиозными теориями и аксиомами индуизма, главным образом с учением о реинкарнации.

Ведь, например, и коленопреклонения в христианстве не являются простыми телодвижениями, а связаны с более глубокими процессами и выражают определенный настрой и состояние души, стремящейся к духовным целям; точно так же и упражнения йоги связаны с индуистскими верованиями и являются духовным, религиозным опытом. Поэтому человек, занимающийся йогой даже только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается. Нам могут возразить, что можно использовать хатха-йогу для укрепления здоровья, а всю мистическую часть отбросить. На практике это неосуществимо: сам подход, вся теоретическая часть хатха-йоги, которая объясняет механизм работы асан, основана на мистических откровениях йогов.

Все виды йоги (а их несколько) исходят из одного общего принципа, утверждающего, что человек в состоянии сам, самостоятельно, ценой только личных усилий достичь единства с Абсолютом. Это входит в фундаментальное противоречие с христианской идеей спасения по благодати, спасения ценой искупления Господа нашего Иисуса Христа. В целом йога предлагает человеку ложный путь самосовершенствования, путь, на который увлек диавол первых людей, соблазнив их возможностью самим стать «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).

Церковь предостерегает своих чад о многих опасностях для их души при занятиях даже лишь физическими упражнениями йоги. На наш взгляд, людям, стремящимся к поддержанию здоровья, можно порекомендовать другие методы его достижения, например любой спорт. По крайней мере при занятиях спортом вероятность того, что к вам нежданно явится Шива, будет намного меньше, чем при занятиях хатха-йогой.

Какова разница между ААЦ и РПЦ? Почему архиепископ Верейский называет нашу церковь монофизитской?

Здравствуйте! На сайте Синодального информационного отдела Русской православной Церкви в своем интервью председатель Учебного комитета, архиепископ Верейский Евгений на мой вопрос об основных различиях догматов ААЦ и РПЦ (http://sinfo-mp.ru/interviews/2012/05/zadajte-vopros-arxiepiskopu-evgeniyu.html) говорит, что ААЦ признает в Иисусе Христе только Божественную природу, отвергая Его человеческое и что отказ Армянской апостольской Церкви признать ясное и точное учение Халкидонского собора о двух природах во Христе фактически делает ее монофизитской церковью. В связи с этим возник ряд вопросов: 

1. Действительно ли ААЦ признает в Иисусе Христе только Божественную природу и отвергает Его человеческое?

2. Есть ли специализированные сайты, где можно ознакомиться с учением, догматами ААЦ?

3. Есть ли что-то общее между учением ААЦ и монофизитством, иначе почему нас так упорно называют монофизитами?

С уважением, Ованес Мартиросян

Здравствуйте, Ованес. Сразу же хотелось бы заметить, что сама идея задать такой вопрос иерарху РПЦ была ошибкой. Дело в том, что среди духовенства РПЦ на сегодня нет людей, которые могли бы дать грамотный и объективный ответ на поставленный вами (или другим вопрошателем) вопрос. Проблема иерархов РПЦ в том, что они не знают учения Святой армянской церкви, и это незнание заполняют средневековой греческой мифологией. Правильнее было бы с этим вопросом сразу обратиться к нам.

И теперь по сути поставленных Вами вопросов:

1. Нет, Ованес. Святая армянская церковь, как и другие древние Православные церкви, исповедует Господа нашего Иисуса Христа истинным и совершенным Богом и истинным же и совершенным Человеком, в воплощении принявшим от Матери нашу природу и ставшим во всем как мы, кроме греха. В контексте ответа архиепископа Верейского мы видим, что он не приписывает ААЦ отрицания подлинного человечества (как этому неправдиво учили все века апологеты греко-православия). Его заблуждение в другом. Для владыки Евгения, как человека невежественного в вопросах богословия, не существует иного представления о христологии, кроме как противопоставление монофизитства диофизитству, а потому его логика в том, что если ты не диофизит, то ты монофизит. Соответственно, по той же порочной логике, если не принимаешь Халкидонский собор, уже и не православный. Вера РПЦ не допускает признания того, что существует и иная вера, исповедовавшаяся всей Вселенской Церковью и до монофизитства, и до диофизитства. Согласно знаменитой антидиофизитской формуле святых Афанасия и Кирилла Александрийских, «едина природа («миа физис») Бога Слово воплощенного», православное христологическое учение называется миафизитством. Эта формула говорит не о том, что Христос только Бог, а о том, что Он один.

2. К сожалению, Ованес, специализированных богословских сайтов у нас пока нет. Но на церковных сайтах, а также форумах и в блогах христианской тематики, где пишут и отвечают на вопросы верующих служители нашей Церкви, вы можете найти уже готовые ответы практически на все вопросы, которые могли бы возникнуть у армянина, плотно соприкоснувшегося с претензиями русско-православного богословия в адрес ААЦ. Мы сами надеемся, что систематизация этого материала на специализированном сайте – дело недалекого будущего. Ведь многие армяне диаспоры, в силу жизненных обстоятельств оторванные от своей Матери Церкви, ищут правдивых знаний о ее учении.

3. Между православным учением нашей Святой Церкви и греческой ересью монофизитства нет ничего общего. Наша вера – это вера великих Отцов Церкви дохалкидонской эпохи и подлинно Вселенских соборов. Монофизитство же, исповедующее во Христе только божественную природу, – это ересь, придуманная константинопольским монахом Евтихием (или приписанная ему халкидонитами), осуждена ААЦ еще в 506 году на Первом Двинском соборе. Суть противостояния между древними Православными церквями и Церквями греческой и латинской традиций не столько в христологических различиях, сколько в факте нашего отвержения их Халкидонского собора. Халкидониты представляют свой собор как созванный против монофизиства, а потому, считают они, кто не принимает Халкидон, тот монофизит. На самом же деле Халкидонский собор был созван для освящения диофизитского учения папы Льва, что само по себе отвергало миафизитское православное учение великого Кирилла Александрийского, а стало быть и Третий Вселенский Собор. Т.е., отвергая Халкидон, мы не монофизитство принимаем, а отвергаем диофизитство. Монофизитство и диофизитство - две еретические крайности, что осознавали даже сами халкидониты, почему уже на Пятом своем соборе они восстановили миафизитское православное учение святых Афанасия и Кирилла. Но этого, к сожалению, не знает архиепископ Верейский. Хуля Армянскую церковь за неприятие чужого ей собора, владыка Евгений сам подпадает под анафемы своего Пятого собора, проклинающего всякого, кто не исповедует миафизитскую православную веру Святых Отцов:

«Если кто-либо не воспринимает выражение «соединение произошло из двух природ, из Божества и Человечества» или «едина природа Бога Слова воплощенного» в понимании учения Святых Отцов, т.е. что из Божественной и из человеческой природы, после того как совершилось соединение по Ипостаси, явился один Христос; но если этими выражениями он пытается ввести понятие об одной природе или сущности Божества и плоти Христа, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо, говоря об Ипостасном соединении Слова и Единородного Сына, мы не считаем, что произошло некое смешение природ; скорее, мы считаем, что Слово соединилось с плотью, так что каждая природа осталась тем, чем была. Вот почему Един Христос, Бог и Человек, и Тот же, Который единосущен Отцу по Божеству Своему, единосущен нам по Своему Человечеству. Ибо Церковь Божия отвергает и анафематствует как тех, кто проводит разделение или разъятие на части, так и тех, кто вводит смешение в тайну Божественного Воплощения». Анафемы Пятого Вселенского собора. II Константинопольский собор. 8-я сессия (2 июня 553 г.)  

Вот в этом анафематизме Пятого византийского собора (если не считать некоторых, не относящихся к теме монофизитства нюансов) почти идеально изложено учение Армянской церкви, но парадокс ситуации в том, что сами халкидониты не верят так. В чем мы и убеждаемся, читая ответ архиепископа Верейского.

Да благословит вас Господь.

Календарь

Видео

В Уфе строится армянская церковь

В Уфе строится армянская церковь
Айордеац ТУН