Быть христианином - значит молиться

Быть христианином – значит молиться, значит пребывать в духовном общении с Богом. Ни одна религия не может существовать без молитвы; молитва – душа веры, ее мать и жизнь. Значит, молитва – родитель веры. Молитва есть просьба, обращенная к Богу, благословение, восхваление Его. Св. Григор Нарекаци называет ее “словом к Богу, идущим из глубины сердца”. По учениям Св. отцов Церкви, молитва есть вход в духовный мир и приобщение к небесной действительности, “вознесение мысли от земных реалий”, “движение к бестелесному и к постижению божественной премудрости.” (Нил Синайский). Как говорил блаженной памяти католикос Гарегин I: “Молиться – значит видеть себя в глазах Бога”. Вот почему молитва для Бога ближе и роднее всяческих достоинств, поскольку все остальное – всего лишь одеяние и приготовление ко вхождению к Богу, а молитва обращена непосредственно к Нему. Подобно тому, как вся работа земледельца предназначена для сбора урожая и старания хозайки дома – для насыщения домочадцев, так и молящийся обращается к Богу, как к своему близкому, молитвой беседует с ним, и свои и мирские духовные и телесные заботы представляет Ему, у Него просит удачи в предприятиях своих, прощения за совершенные грехи и спасения от тенет вражеских. Поэтому и говорил Св. Григор Нарекаци: “Как ладан не источает приятного запаха прежде, нежели попадет в огонь, так и ладан молитвы, не попав в тепло сердца, не будет приятен Богу”. И вот Св. Григор Нарекаци свою “Книгу скорби”, как содержимое своего сердца, кладет в кадильницу и, воскурив, обращает свою молитву к Богу, подчеркивая, что она не есть обычная связь, а общение, следующее из самой сути человека и отражает познавательный, духовный, чувственный и волевой мир человека. Апостол Павел говорит: “Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом” (I Кор. 14,15). На примере этом мы видим, что от души (сердца) к разуму тянется вервь, в середине которой подвешен звенящий колокольчик, и когда человек начинает молиться одним лишь сердцем или одним лишь разумом, то колокольчик молчит и не звенит, и Бог не слышит его молитвы. Когда же молится он и душой и разумом одновременно, тогда колокольчик начинает петь сладкозвучно, и Бог, что внемлет его молитве, воздает ему, что просит, по вере его. Значит, молитва есть порождение души и разума. Христос, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, сошел к нам, принял человеческое естество, и молился как человек, став примером всему человечеству. И поэтому основатель молитвы – Он, Господь наш Иисус Христос. Все это выкристаллизовано в молитве всех молитв – главной молитве “Отче наш”.

Двумя жизнями живет человек – личной и мирской (общественной). Поэтому и есть две формы молитвы – индивидиальная (личная) и общественная. В личной молитве человек устанавливает внутреннюю связь с Богом, наслаждаясь, подобно нашим праотцам, божественным присутствием. Очень часто люди идут в церковь, чтобы поделиться своей радостью с другими, стать соучастником молитвы верующих, чтобы обновиться благодатной силой Святого Духа. Общественной молитвой являются литургии, священные таинства, совершаемые в церквях, в монастырях, в часовнях. Иисус не делает различия между личной и общественной молитвами, но отвергает лицемерие, показуху и многословие; в молитве Ему приятны искреннее признание, чистосердечное раскаяние, истинное общение и неразрывная связь. Часто Бог не исполняет наших желаний, но в этом Его милости больше, чем если бы исполнил. Часто мы, по незнанию своему, просим чего-либо, что вредно, полагая его за благо, но Бог, отказывая нам в просьбе, делает нам великое благо. Не надо поэтому обижаться на Бога, но нужно полностью полагаться на Него, любить Его и молиться Ему с верой. Так мы исполним заповедь, данную нам нашим Господом: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” (Мф. 22,37). Если любим мы нашего Господа Бога и молимся Ему, значит понимаем, что живущий рядом с нами

бедняк нуждается в нашей милости и милосердии. Поэтому и Господь снова заповедовал нам, дополняя первую заповедь: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22,39). Святой Григор Татеваци представляет таинство молитвы в десяти пунктах: а) молитва есть слово к Богу; б) в молитве мы мыслями с Богом и Бог пребывает в нас, почему и “Мы (я и Отец мой) придем к нему и обитель у него сотворим” (Ин. 14,23). Он говорит также, что Дух Святой изначально обитал в душе молящегося и “Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Рим. 8,26); в) молитвами изгоняется сатана, как тьма от света и тогда исчезают все его западни и все испытания; г) проникаемся мы чувством к Богу, становимся равными ангелам, когда творим молитву и мыслию возносимся к Богу; д) с молитвами все наши дела имеют благой исход и претворяются в жизнь, ибо в каждом деле человек нуждается в помощнике, и когда мы молимся, Бог приходит нам на помощь, будь то в деле, в путешествии или в работе; е) молитва являет силу души и тела, утверждает дом в качестве опоры и избавляет от немощи, как Иов молитвами своими снова вошел в силу и выздоровел от болезней. Молитва –это и постройка дома; как дом Иова молитвами его отстроился вновь лучше прежнего; ж) молитвами нашими побеждаем мы войну, как духовную, так и телесную, подобно тому, как Моисей победил Амалека, Давид – Голиафа, а Иов – сатану; з) молитва утешает сердце, изгоняет печаль и облегчает душу, очищает от грехов, просвещает разум.Сотворив молитву, мы мирно засыпаем и без опасений просыпаемся, живем с верою и после смерти входим к Богу; и) молитва есть выражение довольствия и благодарности милостию Господней, которые он проявил к нам в прошлом, сотворив для нас небо и землю, воды и сушу и все остальное, и в настоящем, поскольку даровал нам всяческие блага – жизнь, мир, здоровье, душу, тело, дыхание, разум, речь, а в загробном мире обещает нам воскресение, царствие небесное и бессмертие. И словно завершая все сказанное, Святой Иоанн Златоуст говорит: “ Нет ничего равного молитве; она невозможное делает возможным, трудное – легким, неудобное – удобным”.

В заключение стоит привести сердечное слово Святого Нерсеса Шнорали, обращенное к каждому из нас: “Молитва есть пища души; обучайте молитвам детей ваших, дабы не привыкли они к плохим речам и ругани, поскольку заповеди родителей легче отпечатываются в душах и разуме младенцев, и не стираются, и за то вознаграждены будете ”.

Перевод Г.Мадоян

Календарь

Видео

В Москве отметили праздник Преображения Господня

В Москве отметили праздник Преображения Господня
Айордеац ТУН