Каждый день в храме звучит приветствие: Христос Воскрес!

20 Апреля 2016, 14:14 |536

НУР 

Благая весть о Воскресении Христа напоминает нам о победе, которую Сын Божий одержал над смертью, взяв грехи мира на себя. Отныне врата ада разрушены и есть надежда на спасение.

Пасхальные дни наполнены особой радостью. Ежедневно во время богослужений мы слышим приветствие «Христос Воскрес!», а животворные слова Евангелия повествуют нам о долгожданном событии для всего человечества. О смысле данного периода и его значении для верующих людей мы побеседовали с духовным наставником Молодежного Союза «НУР» Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ иереем Нерсесом Хананяном.

- Каждое воскресенье Великого Поста несет в себе особый смысл. Воскресные дни в период от Пасхи до Вознесения также имеют специальные символические названия. Расскажите о значении этих дней.

- Согласно церковному календарю и мудрому предписанию отцов Святой Армянской Апостольской Церкви, воскресенья, следующие за Пасхой, имеют свое особое название и значение. Непосредственно за Светлым Воскресением следует Антипасха или Новое Воскресенье. Этот день называют также воскресеньем подобным Пасхе или Фомино воскресенье. Название связано с воспоминанием двух явлений Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, Фома отсутствовал) и «после восьми дней» одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома, который прежде сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Своим явлением апостолу Фоме, воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы. Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Второе воскресенье после Пасхи называется Ашхараматур (Мировая Часовня) или Зеленое Воскресенье. Символ Мировой Часовни происходит от горницы иерусалимского дома, где после Воскресения Христова собирались апостолы и которая стала прообразом первой христианской церкви. «Верующие были вместе и имели всё общее», - так описывает Св. Лука начальный период апостольской церкви. Согласно архиепископу Магакии Орманяну, поэтическое название воскресенья (Зелёное) связано с весенним расцветом природы.

Следующее послепасхальное воскресенье называется Красным. Каких-либо документов, проливающих свет на происхождение этого названия, не имеется. Единственным источником можно считать труд Католикоса Бабкена Первого (5-6 вв.) «Христианство», где цитируются стихи о том, что Красное воскресенье напоминает о пролитой крови Господней. Красный цвет – символ святой крови мучеников, павших во имя веры и церкви Христа. В период раннего христианства, когда христиане подвергались жестоким истязаниям, многие предпочли умереть; они остались верными тем принципам, которые завещал человечеству Иисус: «Дорогá в очах Господних смерть святых Его» (Пс. 115:6).

Пятое воскресенье - воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме, в 351 году.

На сороковой день после Св. Пасхи Армянская Апостольская Церковь отмечает Вознесение, а в следующее за ним воскресенье - Второе Вербное Воскресенье, которое напоминает христианам о Вознесении Господнем и дарит надежду на блаженство после смерти, в присутствии Бога.

Седьмое воскресенье - Пятидесятница (Троицын день, Пентекосте). Праздник, отмечаемый как день, когда Св. Дух сошел на апостолов. Это произошло на 50-ый день после Св. Воскресения, поэтому Пятидесятницу отмечают на 50-ый день после Св. Пасхи.

- Прихожане Армянской Церкви, помимо установленных постных дней, держат пост каждую среду и пятницу. Почему в пасхальный период в эти дни пост отменяется?

- По прошествии празднования Пасхи - Воскресения Христова, христиане продолжают путь, состоящий из семи особых воскресений. Этот период называется «Хинунк» или «Хинанц». Длится он 50 дней до праздника Пятидесятницы или Пентекосте. В отличии от покаянного периода, предшествующего Пасхе, послепраздничный период становится временем особой, духовной радости.

Все 50 дней являются пасхальными, то есть, праздничными. Поэтому среда и пятница в это время не являются постными днями. На протяжении всего «хинунка» мы прославляем и восхваляем Воскресение Спасителя.

- Мы часто слышим, что пасхальные дни являются особо торжественными. Какие изменения можем наблюдать в богослужениях?

- Вовремя 50-дневного послепасхального периода в храме читаются все четыре Евангелия (кроме отрывков, рассказывающих о Рождении и Страданиях Христа), Деяния Апостолов и семь Соборных посланий. Во время утреннего богослужении читается Евангелие от Луки, на Литургии – Евангелие от Иоанна, на вечернем богослужении евангелия от Матфея и от Марка.

Каждый день в храме звучит приветствие «Кристос hареав и мерелоц! Орнеал э hарутюнн Кристоси» («Христос Воскрес! Благословенно Воскресение Христово»).

- Пост помогает осознать свои прегрешенья, покаяться и исправить ошибки перед Богом и людьми. Что делать христианину, чтобы не потерять покаянное чувство, которое он приобрел в период Великого Поста и как сохранить в себе истинную пасхальную радость?

- Действительно, Великий Пост – это время, когда христианин трудится, чтобы восстановить душевный покой, избавиться от суетного, примириться с Господом и ближними. В эти особые, молитвенные дни, мы просим Его избавить нас от страстей и пороков, достойно понести подвиг Великого Поста не только до Светлого Христова Воскресения, но и в послепасхальный период.

Зачастую многие прихожане настраивают себя на «особый образ жизни» только в период Великого Поста, а после переходят к своему обычной, суетливой жизни. Причина в том, что мы не хотим или боимся выносить за рамки поста этот «особый образ жизни». Нас пугают те ограничения, которые предлагает принять Церковь. Каждому из нас необходимо осознать, что целью поста является не только подготовка человека к празднику Пасхи, но и коренные изменения в его жизни. Время Великого Поста проходит быстро, его надо использовать для более глубокого понимания и переосмысления, а также приобщения к церковной жизни, богослужениям и чтению Священного Писания. Иначе покаяние так и останется для нас словом, которое мы вспоминаем только раз в году.

Чтобы не растерять покаянное чувство и сохранить радость о Воскресении нашего Спасителя, нужно не расслабляться, быть внимательным к себе продолжать работать над собой, и не думать, что после Пасхи у нас начинается время отдыха. Всем известно, что одной из особенностей Великого поста является также более частое и активное совершение добрых дел, то есть, принесение радости ближнему. Эта постоянная передача радости не позволит человеку забыть о своей личной пасхальной радости.

Вартан Погосян

Архив статей

Все статьи

Самое читаемое

Смысл поста

19 Августа 2013, 16:03 |1877

На каком языке молился Иисус Христос?

5 Июня 2013, 15:31 |1824

Для чего священник освящает жилье

17 Января 2014, 13:01 |1693

Видео

Встреча Католикоса Всех Армян и Патриарха Московского и всея Руси

Встреча Католикоса Всех Армян и  Патриарха Московского и всея Руси
Айордеац ТУН