Вербное воскресенье: история, традиции и обычаи праздника

18 Марта 2016, 18:41 |660

Вербное Воскресенье 

Праздник, отмечаемый в последнее воскресенье Великого Поста, по-армянски называется Цахказард - «Украшенный цветами», и посвящен торжественному входу Господня в Иерусалим перед Пасхой.

Духовный смысл праздника

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!». Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Согласно учению отцов Церкви, бросание одежды перед Иисусом символизировало освобождение от грехов. Преподношение веток и ветвей символизировало особые почести и торжественность. Ветвь оливы считалась символом мудрости, мира, славы и ликования. Преподношение пальмовых и оливковых ветвей Христу, воскресившему мертвого Лазаря, символизировало победу над смертью.

В субботу вечером совершается богослужение Цахказарда, открываются завесы Святого Алтаря, а на следующий день после утреннего богослужения служат Святую Литургию, благословляют зеленеющие ветви оливы или ивы и вместе со свечами раздают присутствующим в память о том, что когда-то встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Бесплодные ветви символизируют язычников; они стали плодоносить только после того, как были поднесены Христу. Мягкость ветвей символизирует смиренность последователей Христа.

Католикос Всех Армян Гарегин Второй провозгласил Цахказард Днем благословения детей, в память о том, что во время въезда Иисуса в Иерусалимский храм дети с ликованьем восклицали: «осанна Сыну Давидову» (Мф. 21:15).

Отмечая радостный праздник Вербного Воскресенья, надо помнить, что Христос добровольно предал Себя на страдания и смерть, чтобы мы смогли обрести жизнь вечную. В Святом Писании описывается, как среди блистательного шествия омрачилось лице Его, когда открылся пред Спасителем вид на святой город: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя ото всюду, И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:41-44). Так и получилось. В наказание за отвержение Сына Божия, Иерусалим был разрушен, а евреи рассеялись по свету.

В эти дни Великого Поста стоит еще раз поразмыслить над тем, что настанет время, когда нам надо будет отвечать за все наши поступки. Каждый может оказаться в такой ситуации, когда сегодня он будет взывать «Осанна» Христу, а завтра распнет Его – своими мыслями, словами, делами, отношением к ближнему.

Радуясь сегодня победному входу Господа в Иерусалим, не будем забывать и о том, что скоро нам надо будет следовать за ним до самой Голгофы. Мы должны будем взять свой крест и идти за Спасителем. Однако крест - это не тяжкое бремя, а радость от осознания, что жизнь твоя наполняется Христом.

Спаситель сегодня входит в дом каждого верующего. Мы же — новый Израиль, Церковь Христова, должны встретить его с чистым сердцем и со смиренной душой, подпевая Ему: «осанна Сыну Давидову» (Мф. 21:15).

Народные традиции празднования Вербного Воскресенья

Истоки праздника «Цахказард» восходят к дохристианским временам.

Кроме духовного значения праздник для армян символизировал приход весны, и в знак этого люди украшали свои дома и дворы освященными ветками вербы или оливы.

Также в прошлом был обычай в этот день украшать цветными лентами деревья, растущие неподалеку от церкви и развешивать на ветках плоды.

Праздник этот был особенно любим среди молодежи. В этот день парни и девушки надевали все самое красивое, юноши с корнем вырывали молодую иву и украшали ее ветки разноцветными кусочками материи, чтобы отнести ее своей любимой девушке.

Немного отдохнув днем, к полуночи юноши спешили в церковь. И первый из них, кто успевал раньше всех, звонил в колокол, а другие шли будить священника, который колокольным звоном звал в церковь всех опоздавших. Прихожане зажигали свечи, и под светом сотен лампад начинался чин освящения ветвей деревьев.

В эту ночь, впервые за весь Великий Пост, по предварительной договоренности, проводились обручения новоиспеченных пар. Мать будущего жениха одевала кольцо на палец девушки и накидывала на голову фату.

После богослужения люди шли на кладбище и ставили зажжённые свечи на могилы усопших, а освященные ветви несли домой, сажали в землю или вешали под потолком. Согласно народному поветрию ветки эти являлись символом плодородия, поэтому их часто относили в амбары, чтобы в новом году у них был отменный урожай.

Подготовила Мариам Погосян

Архив статей

Все статьи

Видео

Встреча Католикоса Всех Армян и Патриарха Московского и всея Руси

Встреча Католикоса Всех Армян и  Патриарха Московского и всея Руси
Айордеац ТУН