Почему неправильно называть Армянскую Церковь «Григорианской»?

19 Января 2016, 16:07 |16177

Первое упоминание об Армянской Церкви как о «Армяно-Григорианской Церкви» встречается в документе от 11 марта 1836 года, подписанном русским царем Николаем Первым. Документ кратко назывался «Положение» или «Положение об Армяно-Григорианской Церкви». Напомним, что этому предшествовало присоединение Восточной Армении к Российской Империи в 1828 году вследствие Русско-Персидской войны.

До 1836 года термина или названия «Армяно-Григорианская Церковь» не существовало нигде. Наша церковь называлась «Армянская Церковь» или «Церковь Армении».

В чём же несправедливость этого названия?

Дело в том, что этим названием Армянская Церковь, которая была основана апостолами Христа Фаддеем и Варфоломеем, лишается апостольского происхождения, и считается, что она была основана Григорием Просветителем в начале 4-го века.

Среди армян, конечно, нет более почитаемого святого, чем Григорий Просветитель, и дело тут не в том, что отметаются три века христианской истории Церкви, а скорее в том, что этим Армянскую Церковь стараются лишить автокефальности, то есть самостоятельности со всеми вытекающими последствиями.

Сторонники неапостольского происхождения Армянской Церкви в качестве довода приводят несомненный исторический факт, что Григорий Просветитель, прежде чем стать Католикосом Армении, был рукоположен в Кесарии. Но неоспорим и тот факт, что по тем же историческим источникам Армянская Церковь как гонимая церковь существовала с первого века, а в начале 4-го века усилиями Григория Просветителя христианство стало государственной религией Армении. Те, кто принимают факт обращения всей Армении в христианство в начале 4-го века, должны признать и неоспоримость существования христианства от апостолов до святого Григория, если не хотят грешить против логики и здравого смысла. Более того, известны имена епископов, которые в годы гонений руководили Армянской Церковью. Однако ко времени Григория Просветителя живого епископа в Армении не было, поэтому св. Григорий не мог быть рукоположен в Армении. Кроме этого, сам святой Григорий волей судьбы вырос вдали от Армении, в районе подвластном Кесарийскому митрополиту, и его естественное желание быть рукоположенным там нужно отнести скорее к личным переживаниям и теплым чувствам, которые он испытывал к месту своей молодости и становления христианином, а это никак не влияет на автокефальность и происхождение Армянской Церкви.

Вернёмся к «Положению». Будучи имперским указом, оно перестало действовать с крушением самой империи в 1917 году. После этого, Армянская Церковь, исходя из горького опыта, стала называться Апостольской. Таким образом, полное самоназвание церкви таково: Армянская Апостольская Святая Православная Церковь или кратко Армянская Апостольская Церковь. Здесь слово «Православная» означает то, что Армянская Церковь считает свое вероисповедание основанным на учении Евангелия, апостолов и первых трех Вселенских Соборов.

Конечно, правильно также называть ее Армянской Церковью, однако в настоящее время существует также, например, Армянская Католическая Церковь, и чтобы избежать путаницы, всё-таки лучше использовать название Армянская Апостольская Церковь.

Хачик Григорян

Архив статей

Все статьи

Видео

Встреча Католикоса Всех Армян и Патриарха Московского и всея Руси

Встреча Католикоса Всех Армян и  Патриарха Московского и всея Руси
Айордеац ТУН