Араратская Патриаршая епархия

Араратская Патриаршая епархия была основана в начале IV в. после принятия Арменией христианства государственной религией, когда св. Григорий Просветитель сформировал организационную структуру Св. Армянской апостольской церкви.

Согласно греческой и арабской редакциям «Истории» Агатангехоса (Агафангел), «святой сам построил постоянные викариаты в Айрарате – Вагаршапате, Арташате и Двине и подчинил упомянутые города своему престолу».

Точных сведений о первоначальных границах Араратской епархии нет, однако однозначно можно сказать, что она охватывала основную часть Араратской губернии – обширную территорию Араратской долины, Шарурскую долину, Котайкскую равнину и западный бассейн озера Севан.
Изначально предводителем Араратской епархии являлся Католикос Всех Армян. Первым викарием епархии был епископ Агбианос, которого Агатангехос называл епископом царских покоев, а Бюзанд – великим и почтенным.

На известном Арташатском собрании 449 года католикоса Овсепа Охоцмеци (441-451гг.) историк Егише назвал епископом Айрарата. Этот порядок сохранился в течение столетий, и Араратская епархия по сей день носит название Патриаршей, находясь под непосредственным управлением викария, которого назначает Его Святейшество Католикос Всех Армян.

На протяжении веков на территории Араратской епархии находились Первопрестольный Св. Эчмиадзин, церкви Св. Рипсиме, Св. Гаяне, Св. Шогакат, Звартноц, монастыри Хор Вирап, Ованаванк, Айриванк, Сагмосаванк, Агджоц Ванк, церкви Авуц Тар, Бджни, Гндеваз, церковь Св. Месропа Маштоца в Ошакане, церковь Св. Геворка в Мугни, монастыри Севана, которые являлись неотъемлемой частью и очагами духовной жизни армянского народа.

Араратская епархия пережила неисчислимые испытания, выпавшие на долю Армении и армянского народа, до XV в. пережив персидско-византийское, арабское, сельджукское, монгольское владычества и нашествия туркменских племен.

В жизни как Армянской церкви, так и Араратской епархии значительным событием явилось переутверждение в 1441 году Патриаршего престола в Св. Эчмиадзине – по инициативе Товмаса Мецопеци и Ованнеса Гермонаци и при деятельном участии архимандритов Киракоса Рштунеци, Саркиса Дзагаванеци и Тирацу Ванандеци. Патриарший престол, почти три столетия находившийся под сводами Киликийского армянского государства, вновь продолжает свою миссию по сплочению и объединению армян на Родине.

Начиная с XV века г. Ереван начинает приобретать большое политическое значение и епархия начинает называться Ереванской. Центральное место в жизни епархии занимает монастырь, носящий название Ереванская обитель с церквами Св. Саркиса, Св. Акопа и Св. Геворка. Как и многие другие церкви и строения, монастырский комплекс был до основания разрушен во время землетрясения в 1679 году. В дальнейшем церковь Св. Саркиса восстанавливается и становится викариальной церковью епархии.

В XVI-XVII вв. территория епархии вместе с остальными областями Армении становится театром военных действий полуторавековых войн между Персией и Османской Турцией, а по заключенному между ними в 1639 году договору основная часть епархии остается под персидским политическим господством (почти два века).

В 1828 году, согласно русско-персидскому договору, территория епархии перешла к Российской империи. Будучи патриаршей, Араратская епархия имела четыре викариата (благочиния) – Ереванский, Нахичеванский, Александропольский (Ширакский), Татевский (Сюникский). К концу века, после захвата русскими Карсской области (1878 г.), к Ереванской епархии был присоединен Карсский викариат. Таким образом, в XIX в. Ереванская епархия охватывала почти всю территорию Восточной Армении, имея резиденцией викариальную церковь Св. Саркиса.

К началу XX в. епархия имела 643 церкви, 13 монастыря и более 150 приходских школ. В 1837 году были открыты Ереванская епархиальная школа, множество приходских школ в селах и поселках. В Ереване действовала также девичья школа Св. Гаяне.

В годы Первой мировой войны (1914-18 гг.), когда у армян вновь зародилась надежда на освобождение Западной Армении от турецкого ига с помощью России, Ереванская епархия приняла деятельное участие в деле организации армянских добровольческих отрядов и содействия русской армии. Перенося все тяготы и трудности военных лет, Ереванская епархия после геноцида армян в 1915 году приютила и дала пристанище тысячам беженцев.

В этом деле велика была роль основанной в 1914 году Комиссии по оказанию братской помощи, при которой действовали правление детских приютов, судебные органы, рабочая группа под председательством викария Ереванской епархии епископа Хорена Мурадбекяна.

Ереванская епархия в лице епископа Хорена Мурадбекяна приветствовала утверждение армянской государственности в 1918 году и переезд из Тифлиса в Ереван его первого правительства. За весь период кратковременного существования Первой Армянской Республики епархия не оставалась в стороне от хозяйственных, социальных и культурных проблем молодой республики.

После трагического падения Первой Республики (1920 г.), согласно новому политическому переделу границ между Советской Россией и Турцией (1921 г.), потерявшая Карсскую и Нахичеванскую области Ереванская епархия в первые годы советской власти также подвергалась гонениям и насилиям, в сущности, лишь формально сохраняя свое существование.

Были сосланы и репрессированы священнослужители, рушились и закрывались церкви. В 1937 г. был арестован и погиб в тюрьме викарий Ереванской епархии епископ Артак Смбатянц. В Ереване были разрушены и снесены церкви Св. Погоса-Петроса, Св. Катогике, Св. Григория Просветителя, Св. Богородицы и Св. Симеон Церуни в Норке, часовни Козерна, Гетсемана, закрыты церкви Св. Зоравор, Св. Ованеса Мкртыча, огромное количество церквей было превращено в склады.
Лишь в годы Второй мировой войны в Советском Союзе частично изменилось отношение к Армянской апостольской церкви, учитывая ее важную роль в борьбе против фашизма. В 1943 г. в ереванской церкви Св. Саркиса впервые после длительного перерыва вновь отслужили Святую литургию.

Уже с первых лет восшествия на патриарший престол Его Святейшества Вазгена Первого, Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян (1955-1994 гг.) в Патриаршей епархии, вновь называемой Араратская, наметилось заметное оживление, переросшее в подлинное духовное возрождение после обретения Арменией независимости в 1991 г.

В 1989 г. от Араратской епархии отделились Сюникская, а в 1991 г. – Гугаркская епархии. Последнее обозначение границ епархии имело место в 1996 г., когда в годы правления Католикоса Всех Армян Гарегина Первого от ее территории отделились и были образованы Армавирская, Арагацотнская, Котайкская и Гегаркуникская епархии.

Нынешняя Араратская епархия охватывает Араратскую область и столицу Ереван, где проживает почти половина всего населения Армении.

В 1983-99 гг. викарием епархии был архиепископ Гарегин Нерсисян. За эти годы были построены церкви Св. Богородицы в Норке и Малатии, отреставрированы церковь Св. Ованнеса-Мкртыча и многие другие.

По соседству с перестроенной и отреставрированной в 1983 году викариальной церковью Св. Саркиса в 1987 г. было построено новое здание викариата.

27 октября 1999 г. в кафедральном соборе Св. Эчмиадзина Национально-Церковное верховное собрание избрало викария Араратской епархии архиепископа Гарегина Нерсисяна Верховным Патриархом и Католикосом Всех Армян.

1 декабря 1999 г. Католикос Всех Армян Гарегин Второй назначил епископа Навасарда Кчояна викарием Араратской Патриаршей епархии.

В 2000 г. было завершено строительство часовни викариальной церкви Св. Саркиса. В том же году перед верующими широко распахнула свои двери церковь Св. Саркиса в Нор Норке. В 2001 г. завершилось строительство собора Св. Григория Просветителя в Ереване. Работы по восстановлению разрушенных и строительству новых церквей как в Ереване, так и в сельских местностях епархии продолжаются по сей день.

По информации сайта Араратской Патриаршей епархии

Наверх